Автомобили сегодня невозможно представить без использования различных полимерных материалов. Благодаря им, машины становятся легче, прочнее и дешевле.
Впервые их начали применять в автопроме еще в 1930-х годах. Это были фенолформальдегидные смолы, которыми стали заменять металл в некоторых несложных деталях. Но по-настоящему широкое распространение пластики получили после Второй мировой войны.
Сегодня без них не обходится производство практически ни одной автомобильной детали — начиная от корпусов приборов и заканчивая кузовными панелями. Они активно вытесняют металл, дерево и другие традиционные материалы.
В этой статье мы разберем основные преимущества пластиков в автомобилестроении. Рассмотрим, какие виды полимеров используют чаще всего и в каких частях машины.
Основные преимущества
Пластмассы и другие полимерные материалы активно вытесняют традиционные металлы и сплавы в автомобилестроении. Это связано с целым рядом их ценных качеств:
- Невысокая плотность при высокой прочности. Большинство распространенных видов пластика в 2-10 раз легче алюминия и стали при сопоставимых показателях механической прочности. Это позволяет значительно уменьшить массу авто и расход топлива.
- Высокая стойкость к коррозии. В отличие от металлов, полимеры не подвержены электрохимической и химической коррозии. Это обеспечивает долговечность пластмассовых элементов.
- Технологичность. Легко поддаются формованию и обработке, позволяя создавать сложные по конфигурации детали.
- Низкая стоимость. Себестоимость изготовления пластмассовых элементов в 2-3 раза меньше, чем металлических аналогов. Это экономически выгодно для автопроизводителей.
- Широкие возможности дизайна. Полимеры могут окрашиваться и имитировать различные поверхности, например дерева или карбона. Это позволяет создавать интересные дизайнерские решения.
- Возможность вторичной переработки. Многие виды пластика можно перерабатывать и использовать повторно для создания новых изделий. Это помогает решать экологические проблемы утилизации отходов.
Таким образом, применение полимеров делает автомобиль легче, прочнее, долговечнее, дешевле в производстве и экологичнее. Эти преимущества объясняют стремительный рост доли пластмасс в автомобилестроении.
Какие материалы чаще всего используются в автомобилестроении?
Современные машины представляют собой сложные изделия на основе полимеров, где используется широкая гамма пластмасс и композитов. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Полипропилен. Часто применяется для создания деталей интерьера, бамперов, корпусов фар, обвесов и многих других элементов машины. Он легок, прочен и устойчив к химикатам.
- Полиамиды (нейлон). Отличаются превосходными механическими свойствами при невысоком весе. Из полиамидов делают зубчатые колеса, подшипники, составляющие топливной системы, выдерживающие высокие нагрузки.
- Полиуретаны. Идеально подходит для изготовления автомобильных сидений, прокладок, уплотнителей и других изделий.
- Поливинилхлорид (ПВХ). Широко используется для обивки салона, производства панелей приборов, проводов, а также наружных молдингов и декоративных элементов.
- АБС-пластики. Прочный и технологичный, активно вытесняет металлы в наружных кузовных панелях, бамперах, спойлерах и других частях кузова.
Каждый вид пластика обладает своим уникальным комплексом свойств, что позволяет использовать его для конкретных автомобильных деталей.
Применение в разных частях автомобиля
Современные машины представляют собой сложные конструкции, в которых полимеры применяются практически повсеместно. Рассмотрим основные области их применения:
- Интерьер. Пластик применяется для производства различных составляющих внутренней отделки салона — облицовок приборной панели, подлокотников, поручней, обивки сидений и так далее. Это придает интерьеру привлекательный внешний вид и повышает комфорт.
- Экстерьер. Применяются в наружных элементах кузова — бамперах, спойлерах, накладках, молдингах. Они придают автомобилю современный дизайн.
- Силовые агрегаты. Различные пластмассы используются в двигателе и трансмиссии для изготовления зубчатых колес, подшипников, прокладок, корпусов — то есть деталей, работающих в условиях высоких нагрузок и температур.
- Системы и коммуникации. Применяются для изоляции электропроводки, трубопроводов, создания разъемов и других элементов автомобильных систем.
Таким образом, без применения пластмасс уже невозможно создать полноценное авто. Они сочетают в себе легкость, прочность, технологичность и экономичность.